Домой » Достигнуть своей цели. Целеполагание » Формирование мысли, ассоциации и память — часть I (Письмо Читателя)

Формирование мысли, ассоциации и память — часть I (Письмо Читателя)

Часть 2. Метод ассоциаций — ассоциативные сети. Лабиринт мыслей.



Понятие ассоциации очень важно для понимания работы человеческого мозга и в частности мышления. Воспользуемся следующим  определением понятия «Ассоциация»:

Тема “ассоциация” (лат. associatio — «соединение») — компонент образного мышления, спонтанно возникающая связь между отдельными ощущениями, восприятиями, представлениями
Ассоциации и лабиринт мыслей
, идеями на основе ассонанса — частичного совпадения, сходства каких-то сторон, качеств.

Язык ассоциаций – как лабиринт с образами, они ветвятся, переплетаются и расходятся.

Высшая нервная система представляет собой чрезвычайно хитроумную комбинацию распределения связей с ассоциативными сетями.

Но это не одна единая ассоциативная сеть, где каждый Нейрон соединяется со всеми остальными нейронами. Это множество небольших подсетей (группа связующих Нейронов), где каждая соединена с другой подсетью либо последовательно, либо параллельно.

То есть, наша тропинка, по которой мы начали свой путь входит в одну из подсетей, образующих группу связных нейронов, причем благодаря наличию обратной связи (Первый Нейрон соединен со вторым, второй нейрон с третьим, а третий снова с первым) она замкнута. Благодаря этому, есть возможность удержать мысль в голове на какое-то время (она будет циркулировать по кругу). Но, конечно, мы не зациклимся. Стоит нам отвлечься и наша мысль, сойдет с нашей тропинки и перейдет на другую, в соседней подсети.

Посмотрим, как это выглядят на примере свободные ассоциации. Один человек, к примеру, сидя на работе, думает о вечере:

«Сегодня вечером отличное кино с Томом Крузом, обязательно надо посмотреть.

Том Круз — хороший актер, и игра у него классная [объект мысли (Том Круз) отвлек внимание от мысли о кино и произошло смещение активности на другую подсеть], не даром он в Голливуде столько получает…

А я тут за копейки уже который год тружусь [на основании ассоциаций с большим заработком актера произошел переход мысли на другую ассоциативную сеть, где мысль сконцентрировалась на низкой зарплате самого человека]. Уже пятый год, как работал программистом, так и работаю. Ни повышения, ни признания. Да, ладно бы платили нормально… и т.д.»

Это один из примеров развития ассоциаций.

Обратите внимание, последняя мысль, например, связанная с нелюбимой работой, низкой зарплатой и т.д. может оставаться долго в центре внимания человека и не торопиться уходить. За счет чего, вы сможете понять из следующей части.

Все это многообразие ассоциативных подсетей, связанных между собой можно представить в виде Лабиринта, по которому блуждает наша мысль. Начала она с одной тропинки (темы), потом перешла на другую, потом по некой ассоциации переметнулась на третью группу связанных в цепь нейронов, может побыть там некоторое время, а потом сойти на другую или вернуться на прежнюю и так далее. И все это может длиться бесконечно, пока человек волевым решением не укажет ту самую тропинку в своем лабиринте, на которую ему надо выйти. Либо пока человека что-то не отвлечет, и он сконцентрируется на другом факторе, переместившись в другое место лабиринта, где у него будет уже другой набор ассоциаций.

9 комментариев

  1. Конечно. И я с этим столкнулся.

    [Ответить]

  2. Мегаракета

    Я думаю, Вам помогут найти верное решение. Не огорчайтесь.

    [Ответить]

  3. Я помню, в начале 90-х у нас дома появилась развортный газетный лист, с темой «Как запоминать телефонные номера». Тогда, я помню это было актуально. Телефоны-автоматы, домашние телефоны, никаких сотовых... (невероятно, я не представляю, как вообще можно было так раньше жить, хотя прожил так, примерно 2/3 своей жизни:) )

    И тогда как раз была описана эта схема. 23. 2 — два, 3 — три. Д и Т. и Предлагалось слово «ДеТи». 46, 4 -ч, 6 -ш. ЧаШка. И т.д. все 99...

    Тогда я думал, вот ведь придумал кто-то...

    А сейчас наконец-то понял, что это был афиширован один из приемов мнемотехники.

    Хотя, должен сказать, что читая литературу, не всегда слышу лестные отзывы о мнемотехнике. То есть сама по себе она не дает больших интеллектуальных способностей. Ее главный козырь — это больше запоминать через рождение новых ассоциаций.

    Хотя, мне, как человеку с достаточно слабой памятью, некоторые ее приемы возможно не помешали бы.

    [Ответить]

  4. Пожалуй, с «Путиным», в качестве примера, я перемудрил — дольше будешь просеевать, определяя нужные согласные, чтобы потом расшифровать номер.

    Но вот реальный пример, как можно пользоваться данным правилом.

    Я плачу за Интернет через автоматы киберкассы. Номер счёта несложный: 413152, но по-началу я либо просто целиком забывал его, подходя к автомату, либо цифры могли поменяться местами.

    Тогда я вспомнил о рассказанном выше приёме и придумал такое словосочетание: «Чинарик на пиво». Согласная «к» не входит в ряд согласных. Но это забавное словосочетание облегчило мне задачу. Теперь номер не забывается и цифры не меняются местами.

    [Ответить]

  5. От себя ещё добавлю: чтобы легче было придумывать слова и фразы, можно добавлять другие согласные, не входящие в приведённый ряд, к примеру:

    число 51230123 (согласные п, н, в, р, л, н, в, р).

    Можно придумать: «Пни — вор — Лена — Вера» или «Путин выиграл на выборах».

    [Ответить]

  6. Прошу прощения, 8 — «м».

    [Ответить]

  7. Раз уж пошёл разговор о памяти, ассоциациях и мнемотехнике (искусстве запоминания), хочу поделиться с читателями одним приёмом мнемотехники, которой я запомнил ещё со студенческих времён (четверть века назад), когда наряду с техническим образованием обучался параллельно и психологии.

    Суть в том, что каждому однозначному числу присваивается согласная, входящая в название числа. Конкретно:

    0 -"л", 1 — «н», 2 — «в», 3 — «р», 4 — «ч», 5 — «п», 6 — «ш», 7 — «с», 8 — «в», 9 — «д».

    Теперь, чтобы запомнить многозначное число или ряд чисел, нужно вставить какие-нибудь гласные буквы между согласными, чтобы получились какие-нибудь слова или фразы.

    Например, запомнив данное выше правило, число «1501» можно представить как «Наполеон» (согласные-цифры н, п, л, н).

    [Ответить]

  8. Андрей, который больше всех комментариев пишет? :) не думал о такой идентификации. Как-то уж само выходит:)

    Игорь, насчет того, что мысль активизирует химические и физические процессы, а не наоборот, что химия и физика создают мысль.

    Принцип работы нейронов универсален. Им без разницы что обрабатывать — сигналы о движении, зрении, звуковые сигналы или мысли. Каким-то образом, какие-то части мозга специализируется на своих возможностях. Но это не жесткая привязка. Она гибкая, например у ослепшего в раннем возрасте человека группа нейронов отвечающая за зрение может начать обрабатывать звуковые сигналы.

    Проводились исследования: человеку сканировали мозг, присоединив к головек электроды, которые считывали малейшие сигналы. Выполняя различные команды (встать, услышать, подумать о том-то) тут же на карте мозга наносились места, где происходила активация нейронов. Во всех случаях принцип был один и тот же. Действие параллельно сопровождалось активацией нейронов. Мысль (думание) ничем не выделялась на этом фоне.

    Мысль действительно каждым человеком воспринимается по разному, но связано, это я считаю, именно с наличием ассоциативного мышления. А ассоциации у всех свои, поэтому и любая мысль проходит через фильтр своих ассоциаций.

    А несогласие, я так понимаю, связано как раз, что первично: мысль или физико-химический процесс?

    Рад, что статья дала пищу для размышлений:)

    [Ответить]

  9. Здравствуйте, Александра и Андрей! Я так понимаю, это тот Андрей, который больше всех пишет комментариев на сайте? Низкий поклон и благодарность за статью!

    Интересная штука — жизнь. Ещё полчаса назад в ответе на один из комментариев Андрея я пытался доказать, что считаю, что в Природе ничего нематериального не существует! А сейчас прочёл статью Андрея и решил взять свои слова обратно. Почему?

    В статье, насколько я понимаю, доказывается идея, что мысль формируют конкретные физические процессы происходящие в мозгу и его структура. Но так ли это? Кто знает.

    Я так думаю, что в статье поведаны лишь сопутствующие мышлению физические и химические процессы. Что мысль существует и вне мозга. Кстати есть гипотеза, что мысль формируется сердцем (только гипотеза).

    Для аналогии поясню. Я часто слышал в последнее время, что любовь — это всего лишь химия, т.е. химические реакции в организме. Ну и не только химические, и физические тоже.

    Если бы это было действительно так, то чтобы почувствовать настоящую любовь, нужно было бы всего лишь регулярно делать себе нужные инъекции, и всё.

    Но почему же тогда мы любим конкретного человека, а не любого, первого попавшегося?

    Действительно, когда мы видим любимого человека, на устах у нас загорается улыбка, наше сердце начинается учащаться, в кровь выбрасываются различные гормоны. Но дело не в гормонах, они — всего лишь следствие, а не причина.

    Можно вполне предполагать, что любовь и мысль — нематериальные явления, которые при взаимодействии с физическим телом порождают какие-то ответные физические и химические реакции. Но не наоборот.

    Я предполагаю даже, что одна и та же (одинаковая) мысль воспринимается каждым человеком по-разному. Человек с развитым мозгом и мышлением отражает её более правильно. С недоразвитым — искажает её до неузнаваемости, как в игре «Испорченный телефон».

    Возможно, я слишком утрирую, и не слишком разобрался в статье. Но всё равно спасибо. А то стал углубляться в материю, т.е. начал становиться «махровым» материалистом. А статья, интересные данные и некоторое несгласие со статьёй, меня пробудили! Заставили по-новому задуматься!

    Поэтому спасибо автору! С нетерпением ждём продолжения!

    [Ответить]

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликованНеобходимые поля отмечены *

*